|
Два полюса планеты «Авторская песня»
Первая половина июля для мира Авторской Песни (АП) - самое важное время в году: Грушинский фестиваль в Самаре, близ Волги на Мастрюковских озерах – самый крупный фестиваль не только в АП; и следом за ним - фестиваль Второй Канал (2К) в Подмосковье, на берегу Нары.
Несколько лет назад оба фестиваля проходили на одном месте, и, собственно, 2К был составной частью огромного Грушинского. Грандиозность и карнавальность непомерно разросшейся Грушинки еще в 1995 году подвигла ее руководство на поиски нового. Среди многоцветья и многозвучья не было места для тихой и глубоко личной песни, каковой изначально была авторская песня.
За создание параллельного мира взялся Владимир Ланцберг – человек, известный не только в кругах АП. Он, конечно, бард, но и – в не меньшей мере – педагог, но и – социотехник, но и – теоретик и критик АП.
Назван этот параллельный мир Вторым Каналом. Задумывался и реализовывался он как место, где может быть услышана и оценена «думающая песня для думающих людей». И как место, где подрастающее поколение мирно сосуществует и сотрудничает с миром взрослых людей: на Грушинском 2К располагался на одной территории с Детским конкурсом. И – с 1996 по 2000-й все было хорошо.
Но – то ли Грушинский стал мешать Второму, то ли наоборот…
Два года подряд 2К проводил в мае свои подмосковные фестивали, и вот уже три года – это параллельный Грушинскому мир в чистом виде.
Н Нынче это два фестиваля, разнящиеся не только концептуально, но и территориально.
Вместе со 2К в Подмосковье отъехала и значительная часть «Детской поющей республики».
2006 год был кризисным и переломным как для одного, так и для другого фестиваля.
В Самаре – скандал с фестивальной землей. В очередной раз земля фестивальной поляны отдана в аренду НЕ клубу имени Валерия Грушина, проводившему все 33 фестиваля.
Как сказал Президент клуба Борис Кейльман – «Нас на цифре 33 распяли».
Фирма «Мета», нынешний арендатор земли, не находит общего языка с Кейльманом.
На фоне скандала, публичного, со сбором подписей под обращением к Президенту РФ (к кому же еще?), со статьями в защиту то одной, то другой стороны, грядущими судами, нынешними ультиматумами и прочим привычным антуражем «спора хозяйствующих субъектов» (эта формулировка уже вот-вот, похоже, прозвучит), как-то забылось, что добрая половина заявленных перед фестивалем почетных гостей так и не приехала на фестиваль.
Что жюри последних лет – без Никитина и Городницкого.
Что большая часть приезжающих на фестиваль живет своей жизнью, не имеющей отношения ни к авторской песне, ни к оргкомитету фестиваля.
И приезжает большинство не авторскую песню слушать, а, в лучшем случае, колбаситься под реггей, рок-н-ролл и прочую хорошую и талантливую музыку, но при чем здесь Грушинский?
А в худшем случае –просто побухать и оттянуться… Опять-таки, при чем здесь Грушинский?
Но едут-то именно на него.
На фоне скандала как-то никто не заметил, что привычные уже «сотни тысяч гостей и участников» (совсем недавно шли споры от 150 до 300 тысяч) ужались до официально признанных восьмидесяти тысяч человек.
Так что скандал с землей – скорее всего, лишь материализация внутренних проблем фестиваля. Как и непривычно холодные ночи, оставившие ночные концерты фестиваля без значительной части публики.
Холодно было ночью на Грушинском. Холодно. Впрочем, не только ночью.
И вовсе не согревало многозвучье рок-эстрады, а уж тем более не грели горячительные напитки.
Душу согреть негде было. Несколько островков – сцены «Зазеркалье», «Междуречье», «Кольский бугорок» не могли противостоять жанровой полифонии, захлестнувшей Грушинский фестиваль.
В понедельник фестивальная поляна непривычно стремительно опустела.
Народ разъезжался с фестиваля с холодком в груди – а не последний ли это Грушинский?
Но не все по домам поехали. Какая-то часть народа переместилась на другую поляну – Фестиваля «Второй Канал авторской песни» в подмосковье.
Пока шел Грушинский, здесь работала Детская Поющая Республика.
Именно работала. Потому как вся инфраструктура и благоустройство фестиваля – детских рук дело. Детских рук дело – и контроль за соблюдением не вполне привычных фестивальных законов:
1. «СУХОЙ ЗАКОН» - он вполне реально соблюдается;
2. «ЗАПРЕТ НА КУРЕНИЕ ВНЕ СПЕЦИАЛЬНО ОТВЕДЕННЫХ МЕСТ» - и горе было курильщикам, которых застигал детский «экологический патруль»;
3. «ЗАКОН ТИШИНЫ», запрещающий громкое пение и разговоры возле сцен и мест, где поют.
После Грушинского отрадно было слышать лес, птиц, которым не мешали песни ни у костров, ни на сценах.. Все – уютно и по домашнему. Шатры над «сценами» - но сцены без подиумов, их три: главная, гостевая, и лесная – объединения «32 августа». Все сцены достаточно озвучены и звук достаточно приличный.
Вполне хватает «мест для курения». По всему лагерю, около сцен, по дороге к купалке на Наре – урны для мусора, сделанные детьми из пластиковых мешков.
Тишина и чистота.
Дети на Втором канале – везде: от гостевой службы, размещающей прибывающих гостей, до службы организации концертов и фестивальной газеты, выпускаемой почти ежедневно.
Впрочем, у Детской республики своя жизнь – с отбоем и зарядкой, разбором дня вечером вокруг свечи («свечка») – такое чувство, что переносишься на 20-30 лет назад на «коммунарские сборы». Конечно, с поправкой на реалии нынешние.
Как своя жизнь и у педагогов – регулярно работает более чем серьезный педагогический семинар под руководством Михаила Кордонского. Несколько раз в день проходят педагогические разборы ситуаций, планирование дня и мозговые штурмы.
Жизнь детей пересекается с фестивалем не только в быту – столько лекций, концертов и просто посиделок с гитарой у костра! На редком семинаре по авторской песне бывает информационный поток такой плотности.
А собственно фестиваль ведет свою жизнь.
Постоянно идут концерты – и все равно не успевают выступить в полной мере все приехавшие. Это: В.Луферов, А. Анпилов, Е. Фролова, О.Чикина, Яна Симон, П. Кошелев, Е. Агранович, дуэт Столяров, С. Чесноков… Список далеко не полон.
Отдельной строкой – Дмитрий Дихтер. Без которого трудно себе представить Второй Канал.
Впрочем – всех хочется вписать строкой отдельной.
Идут концерты лауреатов прошлых лет. Программа «Эхо», в которой они по гамбургскому счету оценивают новые песни друг-друга.
Работают три площадки прослушивания в конкурсе и несколько творческих мастерских, где можно показать свои песни вне конкурса мэтрам, которым ты доверяешь и получить совет или наставление…
Несколько суток фестиваля сливаются в непрерывную цепь впечатлений. Но – пора уезжать.
Перед отъездом собираю впечатления участников и гостей:
Игорь Грызлов, Москва: Это не альтернатива Грушинскому, просто там – 95% людей, приехавших просто повеселиться и отдохнуть, а здесь – фактически 100% людей от авторской песни. Для меня лично – лицо Второго канала – Ольга Чикина. Все авторы могут себя сравнивать с ней, как с точкой отсчета. Не будет ее – не будет 2-го Канала.
Ольга Чикина, лауреат 2 канала(смущено): Предыдущие слова пусть будут на совести сказавшего. Меня лично Второй канал сделал. И как автора, и как человека. Он стал для меня поворотной точкой, без него я бы стала другой. Думаю, что хуже.
Заслуга Ланцберга в том, что он создал команду и структуру, которая воспроизводит дух фестиваля. Но самого его, конечно же, не хватает. Постоянное де-жа-вю: все кажется, что вот-вот его увидишь. Я думаю, что у Второго Канала большое будущее.
Б. Ашкинадзе, начальник штаба, член Учредительного Совета фестиваля: Основные удачи этого года связаны с детской программой. А сам фестиваль – это живой организм, который развивается, но куда и как – пока говорить рано.
Ланцберг Ирина (Романна), член Учредительного Совета фестиваля: У меня такое впечатление, что момент творчества не утерян. Суть каждого участника не поменялась. Главное – не потерять атмосферу человечности фестиваля. Могут быть любые новые формы и социотехнические вливания, если они не переступают грань человеческих и человечных отношений.
П. Фахртдинов, лауреат Второго канала 2006 в номинации поэзия: Для меня – это крупнейший фестиваль и единственный, где люди слушают СЛОВО, а не начинают танцевать под ритм песни. Это крупнейший интеллигентский и интеллигентный (в хорошем смысле этого слова) фестиваль в России.
Р. Филлипов, лауреат 2 канала, дипломант Грушинского -2006: 2 Канал и Грушинский – это северный и южный полюс единой планеты. Два полюса одной планеты.
Ирина Алексеева, поэт, до недавнего прошлого редактор журнала «Люди и песни»: Для меня лично 2 канал – это детище Владимира Ланцберга. Он был крупной очень личностью, отношение к миру у него было большое, чуждое мелочности. И 2-й канал растет и развивается таким, каким хотел его видеть Володя.
А. Костромин, член жюри и Учредительного Совета фестиваля: Как раз в этом году я увидел, что вся наша минимум тридцатилетняя работа с детьми – гитарные школы, детские фестивали и т.д. - стала давать реальный выход. Лауреаты – не лауреаты, но тот же Паша Фахртдинов – наш воспитанник, дуэт Тамань – это детище Кости Просекова… Та среда, которую мы создавали, как мотивационную – работает. Зерна, посеянные нами – прорастают.
В. Луферов: Это первый год без Ланцберга…Я думаю, что фестиваль развивается дальше, приобретает все больший вес, уважение и значимость. Володя сотоварищи задал очень правильное направление и правильную структуру. И она будет развиваться. Очень большая творческая плотность у этого фестиваля.
Да здравствует Второй Канал имени Володи Ланцберга!
Ко всему услышанному мой младший сын, считающий себя рок-музыкантом, добавил с грустью: После Второго канала за авторскую песню я спокоен – столько классных молодых! Чего я не могу сказать о роке…
А я всю дорогу домой представлял себе некую идиллию: вернется Второй Канал на Грушинский (что может не помешать проходить ему и в Подмосковье), и не тысяча человек примут в нем участие, а гораздо более. Вернутся на Грушинский Никитин и Городницкий, а рок-фолк-реггей и прочее замечательное, но совсем другое – найдут себе другое место и время, ВНЕ Грушинского – и теплее станет на планете Авторская Песня.
На полюсах которой довелось мне побывать этим июлем.
Виктор Воронов
Самара-Тверитино-Самара.
|